arrowГлавная arrow Страничка психолога arrow Психологическая готовность к школьному обучению

Главное меню
Главная
Новости
Ссылки
Контакты
Поиск
Школа
Информация о нас
Шпаргалка
Наш край
Спортивная жизнь
Наши советы
Страничка психолога
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

 

 
Краткие новости
Психологическая готовность к школьному обучению Печать E-mail
Автор Пособнова Елена   
19.06.2008 г.
   Психологическая готовность детей к обучению в школе является важной задачей, от решения которой зависит полноценная учебная деятельность ребенка.Значительное количество детей, несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них школьные навыки и умения (педагогическая готовность), испытывают большие трудности именно в начале школьного обучения. Одной из причин является то, что они еще слишком малы психологически, не готовы к школе. Безусловно, важно чтобы ребенок пошел в школу физически  подготовленным к ней, но необходима  особая психологическая подготовка к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности определяется той системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Поэтому начало обучения в школе является трудным периодом в жизни ребенка.Психологическая готовностьэто необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для обучения в школе в коллективе сверстников под руководством взрослых.Дети с низким уровнем психологической готовности составляют группу риска как с точки зрения усвоения программы, так и с точки зрения утомляемости и повышенной заболеваемости. Психологическая готовность к школе предполагает определенный уровень умственного развития, а  также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим выделяют следующие компоненты психологической готовности:-Интеллектуальная готовность;- эмоционально-волевая готовность;-личностная готовность.1.Интеллектуальная готовностьОтражает функциональное созревание структур головного мозга и предполагает определенный уровень развития познавательных процессов.Интеллектуальная готовность включает в себя достаточный уровень развития познавательных процессов (адекватность восприятия, достаточный уровень мыслительных способностей: уровень обобщения, понимание связей между явлениями, наличие развернутой фразовой речи, адекватный уровень развития тонкой моторики)  и обучаемость (усвоение нового с помощью взрослых).В 6-7 лет ребенок должен уметь:ВНИМАНИЕ – выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут, находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно, быстро и правильно задания по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение. ПАМЯТЬ – запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторить в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.Мышление - определять последовательность событий, складывать разрезные картинки, состоящие из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствие на рисунках; находить  и объяснять отличия между предметами и явлениями; находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.Развитие речи - правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; составлять рассказы по сюжетной картинке или серии картинок (6-7 предложений); составлять предложения из 5-6 слов; делить слова на слоги.Развитие мелкой моторики -  свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым сюжетом; штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей; ориентироваться в тетради в клетку или линию. 2.Эмоционально-волевая готовность включает эмоциональную зрелость (достаточную независимость в поведении, адекватное ситуации эмоциональное реагирование) и волевую готовность (способность вести себя в соответствии с ситуацией, способность выполнять умственную работу по инструкции или образцу). 3.Личностная готовность состоит из мотивационной готовности и коммуникативной. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, в сформированности личностных особенностей ребенка, которые включают интересы, мотивы, черты характера, наличие адекватной самооценки, реакции на похвалу и т.д. Мотивационная готовность включает в себя интерес ребенка к предложенной  интеллектуальной деятельности, желание добиться положительной оценки, умение ориентироваться на заданную систему требований.Коммуникативная готовность предполагает, что ребенок способен работать в группу сверстников, способен устанавливать контакты со взрослыми.Особое внимание следует обратить на эмоционально-волевую и мотивационную готовность, поскольку эти два блока тесно связаны между собой и в последнее время проблемы психологической готовности связанны именно  с ними.Многие авторы, изучавшие психологическую готовность к обучению в школе, уделяют особое место произвольности. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – основная причина неуспеваемости в школе, и особенно в 1-м классе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу школьного обучения? Трудность заключается в том, что, по мнению Н.И.Гуткиной этот вопрос недостаточно проработан в литературе. С одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной деятельности, с другой – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.Д.Б.Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, поскольку в коллективе корректируются нарушения в подражании предполагаемому образцу, т.к. самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает трудно. «Функция контроля еще слаба и требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры». ( Д.Б.Эльконин) Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения. Д.Б.Эльконин и его сотрудники выделили параметры, которые являются нижним уровнем актуального развития произвольности, на который опирается обучение в 1-м классе:- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;- умение ориентироваться на заданную систему требований;- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; - умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.Но следует иметь в виду, что этот уровень произвольного поведения проявляется только в определенных условиях, а именно при соответствующей мотивации – игровой или учебной. Для того чтобы поведение сознательно регулировалось, человек должен хотеть чего-то сделать или понимать для чего ему это нужно. Ученик выполняет требования учителя, если им движут познавательные или социальные  мотивы учения. Если же мотивы учения не сформированы, то ребенок  сознательно не контролирует свои действия.Например, обучение шестилетних детей, несмотря на всевозможные убеждения о необходимости использования при этом игры, все же основывается на тех же принципах, что и обучение семилетних первоклассников. За редким исключением, от них требуют такого же соблюдения правил дисциплины на уроке, выполнение заданий не вызывающих у них интереса и т. д., то есть требуется произвольное поведение, которое должно побуждаться сложившейся учебной мотивацией. Однако у большинства шестилеток доминирует игровая, а не учебная мотивация, поэтому в учебном процессе, рассчитанном на семилеток, создается впечатление, что у первоклассников плохо развита произвольность.Следует помнить, что психологи рекомендуют обучать шестилеток в игре, позволяющей осуществлять произвольное поведение, однако на практике этот принцип подменяется использованием игровых предметов в учебном процессе, что не отвечает особенностям детей шестилетнего возраста.Согласно Н.И.Гуткиной, ключ к развитию произвольности надо искать в развитии мотивационной сферы ученика.Произвольное поведение впервые рождается вместе с желанием ребенка. Это может быть желание дотянуться до яркой игрушки, обследовать ее, собрать из мозаики какой-то узор и т.д. Первые произвольные движения, а затем действия являются импульсивными. В раннем дошкольном возрасте  произвольные действия носят непосредственный характер, поскольку направлены на непосредственное  удовлетворение желаний (потребности, интересы, сами желания). Поведение маленького ребенка можно рассматривать по схеме «импульс-реакция», т.к.  любое желание должно быть немедленно удовлетворено. Но импульсивное поведение не тождественно непроизвольному, поскольку оно состоит из отдельных произвольных действий, но любое новое может быть прервано в момент появления нового раздражителя, вызывающего новое желание. Причина импульсивного поведения заключается в слабости процессов коркового торможения головного мозга. Поэтому  импульсивное поведение характерно для раннего  и дошкольного возраста, пока процессы торможения в коре  головного мозга не достаточно развиты. Тормозной контроль коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями начинает приобретать все большую силу с 7 лет.
Последнее обновление ( 19.06.2008 г. )
 
« Пред.
 

Опросы
Что не хватает новому сайту?

 

Created by M. Pustobaev and Y. Tikhonov © -=All rights reserved=--
© 2018 Сайт МОУ СОШ №37
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!